Консультация для родителей
Пространство, время и безусловная любовь
(что делать, если у подростка нет цели и стремлений)
Не всегда подросток справляется с предъявляемыми к нему требованиями. Бесконечные родительские “надо” и “должен” часто имеют обратный эффект. Подросток начинает вести себя так, будто ему ничего не надо, и он ничего не должен. Родители замечают у сына или дочери потухший взгляд, отсутствие желаний и стремлений. Важно разобраться почему это происходит и что делать. Необходимо выстроить дружеские отношения с подростком.
Стремление к развитию - это естественное желание любого человека. Цель, стремление и силы появляются от понимания "Я этого хочу", "Я получаю от этого удовольствие". Вместо переживаний "С моим ребёнком что-то не так, он ничего не хочет", "Что же с ним будет дальше?", подумайте, а даёте ли вы ему достаточно пространства для того, чтобы он чего-то захотел.
Акцентируйте внимание на хорошем.
Учебный процесс достаточно сложен. Много сил подросток тратит на предметы, которые ему не нравятся. На то, чтобы выучить нелюбимый и неинтересный предмет, уходит огромное количество сил. Подросток буквально заставляет себя сконцентрироваться и выучить. А требования родителей и учителей одни - "Ты должен выучить все предметы хорошо".
"Ты должен"- эта фраза звучит везде: в школе и дома. А ведь кроме учёбы, есть ещё и домашние обязанности, кружки и секции. И везде надо успеть, везде должен. И никто не учитывает, что перед ним подросток - не до конца сформировавшийся человек, у которого сложный период. И не хватает на всё сил.
Не нужно постоянно ругать подростка, давить на него, говорить, что он плохой. Больше акцентируйте внимание на хорошем. По физике не ладится, зато по истории и литературе одни "пятёрки". Что ж, физику пусть учит на сколько может, пусть будет "тройка" или "четвёрка". Не нужно заставлять подростка учиться "через не могу" на все "пятёрки".
На физиологическом и психологическом уровне у подростка происходят большие изменения. Это период, когда он начинает задавать себе вопросы: "Кто я, какой я, и чего я хочу?"
Когда бесконечно всем должен, опускаются руки и пропадает всякое желание чем-то заниматься.
Больше пространства, любви и понимания.
Чем больше у подростка моментов, связанных с напряжением, прикладыванием усилий (учёба, домашние обязанности), тем больше у него должно быть деятельности, которая приносит ему удовольствие (любимое занятие, увлечение, хобби). Эта формула действует для всех и всегда.
Родителям необходимо обращать внимание на склонности ребёнка с раннего возраста, развивать и поощрять разные виды деятельности. Надо посмотреть, какие у него предрасположенности, вместе искать и находить то, что ему близко и нравится.
Прежде всего, надо выстроить дружеские отношения с подростком. Не должно быть авторитаризма - "Делай так, как я сказал". Только дружеские, добрые отношения и совместный поиск того, что нужно в жизни.
Дайте возможность сыну или дочери проявить все свои лучшие качества, дайте больше пространства. Только так можно раскрыть потенциал ребёнка. Ничего страшного, если подросток начинает увлекаться чем-то и бросает, потом начинает новое и опять бросает. Так он ищет себя. Отнеситесь к этому процессу с пониманием, не ругайте, а поддерживайте.
Родители должны быть примером и авторитетом для подростка. Если подросток видит, что у папы с мамой есть увлечения, которые доставляют им огромное удовольствие, например, они ходят в бассейн и занимаются плаванием. Однажды он тоже захочет присоединиться к ним. Подросток будет прислушиваться к родителям только в том случае, если уважает их.
Самое главное, станьте для своего ребёнка опорой, поддержкой, другом и будьте всегда на его стороне. Помогите подростку преодолеть сложный период и найти себя. У каждого ребёнка есть свой потенциал и важно его раскрыть. Для этого нужно пространство, время и безусловная любовь родителей.
Соловьева Н.А.
педагог-психолог