ОГКОУ "Приволжская школа-интернат"
город Приволжск Приволжский район Ивановская область
  • Психосоматическая конституция ребенка как основа индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения

    Консультация для педагогов

    Консультация для педагогов

    Психосоматическая конституция ребенка

    как основа индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения

    Актуальность вопросов межведомственной интеграции в охране здоровья обучающихся закреплена сегодня на законодательном уровне.

    Решение этих вопросов возможно только при условии наличия системы медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

    Важная роль в этом процессе отводится психологу образовательного учреждения. Именно он дает личностную характеристику каждому обучающемуся, распределяет детей на определенные психологические группы, помогая тем самым максимально индивидуализировать процесс обучения и воспитания и сформировать хорошую мотивацию к занятиям.

    Мы предлагаем оценивать индивидуальность ребенка с позиций психосоматической конституции. При этом подходе системообразующим фактором является тип направленности психической активности: либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на явления собственного внутреннего мира (интроверсия). Направленность психики ребенка «вовне», «вовнутрь» или уравновешенность этих процессов (центроверсия) можно первоначально оценить количественно с помощью анкетных тестов, таких как ШОНПА (шкала оценки направленности психической активности) для младших школьников и тест Айзенка для детей среднего и старшего школьного возраста.

    Данные научных исследований убедительно доказали, что дети разных конституциональных типов принципиально отличаются друг от друга по целому ряду показателей, а именно:

    - морфологическим;

    - вегетативным;

    - биохимическим;

    - моторным;

    - психофизическим.

    С этих позиций системный портрет ребенка интроверта выглядит следующим образом:

    • Внешние признаки: крупный лоб; небольшие, глубоко посаженные глаза; мягкие волосы;
    • Речь замедленная, мало модулированная.
    • Движения угловатые, неуклюжие.
    • Интроверты обычно астенического телосложения со сниженным развитием мышечного и жирового компонента. Все костные полости – удлинены.
    • Эмоциональные реакции приглушенные; высокая тревожность, связанная с неуверенностью в себе.
    • Ведущая потребность – познание окружающего мира. Это - маленькие «знайки», стремящиеся найти ответы на все поставленные вопросы.
    • Вегетативная организация интровертов характеризуется склонностью к ваготонии, поэтому при организации физической и психической деятельности желательно учитывать суточные ритмы вагусной активности.

    Ребенок экстраверт находится на другом полюсе, его системный портрет выглядит следующим образом:

    -Атлетического телосложения, с хорошо развитым мышечным компонентом и тенденцией к широкому строению костных полостей. У него крупные глаза, жесткие волосы, громкий голос.

    -Движения энергичные. Эмоциональные реакции бурные, часто демонстративные.

    -Чувства и эмоции преобладает над логикой.

    -Ведущая потребность – выделиться любой ценой, и если не удается сделать это в роли положительного героя, то легко выбирается роль антигероя, вплоть до «славы Герострата»).

    -Вегетативная организация характеризуется склонностью к симпатикотонии, что дает им преимущества в деятельности спринтерского характера (быстрой, но кратковременной) и затрудняет выполнение длительных и монотонных заданий.

    Дети центроверты составляют определенный баланс между экстравертами и интровертами. Они имеют:

    - Макросоматическое телосложение с хорошо развитым жировым компонентом. Костные полости круглые.

    - Движения плавные, хорошо развита и крупная и мелкая моторика.

    - Эмоциональные реакции стабильные, адекватные.

    - Центроверты разносторонне одарены при средних показателях всех видов активности. Они, несомненно, уступают интровертам в развитии интеллектуальной сферы, а экстравертам – в настойчивости, смелости, развитии волевых качеств.

    Заканчивая краткое описание системных портретов, обращаем особое внимание на то, что ни один из конституциональных типов не имеет абсолютных преимуществ перед другими. Он всего лишь прогнозирует успешность ребенка в той или иной деятельности, что в равной мере важно знать как школьному врачу, так и психологу и учителю физической культуры. При этом данным специалистам необходимо учитывать сильные и слабые стороны каждого типа психосоматической конституции

    Психологическая характеристика детей

    различных типов психосоматической конституции

    Тип

    конституции

    Позитивные качества Негативные качества
    интроверт Ровность в отношениях, исполнительность (в привычной обстановке), дисциплинированность, нестандартность решений, упорство, самокритичность, умение проводить всесторонний анализ, объективность, оригинальность, сердечность. Активность только при условии интересного занятия, инертность, малоподвижность, ранимость и застенчивость, мнительность и замкнутость, неуверенность, высокая внутренняя тревожность.
    центроверт Высокая подвижность, высокая адаптивность, общительность, доброжелательность, жизнерадостность. Недостаточная усидчивость и настойчивость, медлительность в принятии решений, неприятие однообразия, монотонности.
    экстраверт Высокая активность и работоспособность, инициативность, настойчивость, решительность, способность к большому напряжению в работе. Замедленное сосредоточение внимания, резкость в действиях, переживаниях, настроениях; вспыльчивость, агрессивность.

    Исходя из этих особенностей, выбирается определенный тип психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе его обучения и воспитания.

    Так для детей-интровертов учитель должен выбрать поддерживающий тип педагогического воздействия. Он характеризуется поощрением проявлений любой активности и отсутствием жестких, авторитарных оценок. Необходимо формировать уверенность в себе и своих силах. Интроверт силен в логике и принятии нестандартных решений. Опираясь на эти качества можно стимулировать развитие активности, смелости, уверенности в себе. Интроверты предпочитают работать индивидуально или в малых группах. При работе в команде комфортнее чувствуют себя на вторых ролях.

    Желательно не ограничивать их жестким временным регламентом. Учитель должен учитывать, что интроверты по своей психомоторной организации являются «стайерами». Поэтому на занятиях физической культурой предпочтительнее выбрать низкий и средний темп выполнения всех упражнений. Разучивание двигательных композиций должно быть медленное и поэтапное. Все новые движения вводятся постепенно и осторожно. Упражнения для крупных мышечных групп должны сочетаться с элементами анализа и осмысления двигательных актов. При организации занятий и активного отдыха интровертам можно рекомендовать настольный теннис, плавание, бильярд, дротики, жонглирование, занятия йогой, танцами.

    Психолог школы в индивидуальной или малогрупповой работе должен развивать у интровертов эмоциональную раскрепощенность, спонтанность, открытость, тренировать уверенность, решительность, лидерство.

    В группе детей-экстравертов учитель выбирает сдерживающий тип педагогического воздействия. Предлагает роль сильного, но доброго героя. Выбирает командные формы взаимодействия. У этих детей необходимо поощрять проявления доброжелательности, жизнерадостности. Сдерживать проявления резкости в поступках, вспыльчивости, неустойчивости в поведении.

    Дети-экстраверты по своей психомоторной организации являются «спринтерами», поэтому учитель на уроках физкультуры задает высокий темп выполнения упражнений, с быстрым разучиванием разнообразных движений. С целью развития саморегуляции через телесные ощущения вводит в занятия асинхронные, сложные в координационном плане упражнения. Предпочитает групповые формы занятий. При организации активного отдыха экстравертам можно рекомендовать акробатику, фигурное катание, бокс, игры с мячом и шайбой.

    Психолог проводит тренинг следующих качеств: нестандартности мышления, деликатности, скромности, логичности, коллективизма, доброты.

    Баланс этих подходов составляет основу сопровождения детей центровертов.

    Таким образом, тип психосоматической конституции прогнозирует успешность ребенка в той или иной деятельности, что в равной мере важно для педагогики, психологии и медицины.

    Список литературы

    1. Межведомственная интеграция в охране здоровья детей школьного возраста /Л.А. Жданова, А.В. Шишова. И.Е. Бобошко, Н.Н. Нежкина и др.: ГОУ ВПО ИвГМА Минздрава России. – Иваново, 2004. – 360 с.
    2. Организация и медицинский контроль физического воспитания детей в образовательных учреждениях: метод. разработки / Л.А. Жданова, Т.В. Русова, Е.В. Селезнева и др. – Иваново: ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2006. – 96 с.
    3. Жданова Л.А. Индивидуальный подход в медико-социальном сопровождении детей в образовательном учреждении /Л. А. Жданова, И.Е. Бобошко, Н.Н. Нежкина, и др.: Методическое пособие. – Иваново: АУ «Институт развития образования Ивановской области», 2011. - 61 с.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie